Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

четверг, 17 марта 2011 г.

Мешков В.И. - художник Крайнего Севера

После окончания войны В.И. Мешков снова в Красноярском крае, работает в газетах, иллюстрирует книги, пишет брошюру «Газетная гравюра на линолеуме и дереве».
Решив осуществить свою давнишнюю мечту, Мешков поехал в Шушенское. Он задумал создать серию линогравюр, посвященных историческим ленинским местам. Это была к тому же и его первая проба в сложной технике цветной линогравюры. Цветная линогравюра — область графического искусства не из легких. Трудно резать, но еще труднее подбирать цвет, чтобы передать богатую гамму оттенков. Как показали последующие работы Мешкова, он в совершенстве овладел техникой цветной линогравюры. 
Мешков В. И. Красный яр
1948 год ознаменовался для молодого художника тем, что в каталоге краевой выставки впервые появилось имя В.И. Мешкова. Им была представлена серия цветных линогравюр «Ленинские места в Шушенском».
Это был успех, хотя сам автор видел несовершенство своей серии, и это заставило его вновь вернуться к эстампам, посвященным Шушенскому, вновь искать композиционное решение, добиваясь свободы рисунка, передачи настроения. Важно было найти нужное цветовое решение, пройти от начала до конца через все сложности в работе над цветной линогравюрой.
Мешков В. И. В соседний улус
Пройдут годы, но места, с которыми связаны первые по-настоящему творческие шаги, первые участия в выставках, навсегда останутся в душе. Еще много раз обратится в графических листах Мешков к шушенским далям, к тихой речке, к видам старого села, к живописным окрестностям. Сейчас, по прошествии времени, когда многое уже воспринимается иначе, цветные гравюры В. Мешкова трудно связать с какими-либо политическими событиями. Ленинская тема ушла, а листы, связанные с Шушенским, воспринимаются все так же поэтично, раскрывая прелесть сибирского края.
В этом же 1948 году Владимир Мешков был принят в члены Союза художников СССР, а еще через три года пять его листов из шушенской серии экспонировались на выставке произведений художников РСФСР в Москве.
Его первые листы в технике цветной линогравюры — «Дом, в котором жил Ленин», «Вход в квартиру Ильича», «Шушенское. Памятник Ленину», «Журавлиная горка», «Песчаная горка» — были приняты на выставку произведений художников РСФСР в 1951 году.
Мешков В. И. Журавлиная горка
В.И. Мешков окончательно уходит из газеты. Отныне он навсегда связывает свою жизнь с искусством, только с ним. Но предстояло найти свою тему, пропеть неповторимую песню, найти свой, никем до него не пройденный путь в огромном мире искусства. Тема такая была, подспудно жила уже долгие годы в душе художника с того времени, когда двадцатилетний Владимир впервые оказался в Эвенкии, увидел суровые берега Подкаменной Тунгуски, ощутил ледяное дыхание тундры, любовался сполохами северного сияния. Тема — Север.
Успех окрылил художника. Он оставил работу в редакции и занялся станковой гравюрой. В.И. Мешков стал ездить по краю, побывал в Саянах, в степях Хакасии, в Причулымской тайге. Но его мысли неизменно обращались к Эвенкии. После войны он не раз бывал в этих местах и понял, что Эвенкия для него — неисчерпаемый источник тем и вдохновения.
Художник создал большую серию цветных линогравюр, посвященных Эвенкии. Эти листы принесли ему широкую известность. Его работы побывали не только на выставках нашей страны, но и в Берлине, Бухаресте, Будапеште, Гвинее, на Кубе, во Франции.
Мешков В. И. Вечер на Хетте
Первые его листы, посвященные Северу и сразу же завоевавшие необычайную славу, — это цветные линогравюры «На факторию», «Поздний гость», «К далекому другу», «В верховьях Кочечумо», «В охотничьей бригаде» (1953—1954 годы). Композиции удивительно просты — одинокий каюр, бескрайние снега, теплые огоньки дома или радиостанции, необозримое ночное небо с фантастическим северным сиянием или без него, но каждая из работ овеяна огромной любовью к этим холодным пустынным краям, глубоким уважением к людям, живущим среди снегов. Ни одну из этих гравюр не назовешь конкретной жанровой сценой, хотя каждая имеет определенный сюжет. Но недосказанность сюжетных сцен, их романтическое звучание придают листам ту обобщенность, которая приподнимает их над обыденностью просто жанровых сцен, позволяет говорить не о конкретных событиях и местах, а об авторском восприятии Севера в целом.
Эти первые листы сразу же привлекли к себе внимание зрителей, художников, критиков, они экспонировались на многих выставках: краевых, республиканских, персональных, зарубежных, неоднократно репродуцировались в каталогах, альбомах, открытках, их знают и любят в самых отдаленных уголках — это ли не признание таланта? Наверное, можно назвать 50-е годы периодом яркого утверждения В.И. Мешкова как серьезного и сильного мастера цветной линогравюры, периодом его стремительного вхождения в искусство страны.
Мешков В.И. Бег
Говоря о развитии цветной линогравюры В.И. Мешкова, необходимо сказать об огромной роли в них цвета. Художнику, не получившему специальной подготовки, до всего приходилось добираться самому. Это касалось и цветной линогравюры. Уже говорилось, что первыми цветными линогравюрами художника стала серия листов 1948 года, посвященная ленинским местам села Шушенского. И хотя уже эти листы художник выполняет в три-четыре доски, то есть в три-четыре цвета, все же еще можно говорить об обретении навыка. Свойственные Мешкову невероятная работоспособность, умение не бояться нового и трудного очень быстро сделали сибирского графика серьезным мастером линогравюры. Художник и впоследствии использовал в каждом листе 4—5 цветов, реже больше. Но цвет находит самый точный в своей выразительности. Мастер применяет одновременно два приема; цвета основного изображения (рисующие) выполняются, как этого требует техника линогравюры, каждый на отдельной доске, и цвета фона, выполненные приемом раската. Они позволяют передавать закатный вечер с разливом оттенков или яркое небо, незаметно меняющее свой цвет. Оба эти приема, использованные в одном листе, создают выразительный эффект, вносят поэтический настрой, придают романтическое звучание листу.
Мешков В.И. На берегу Карского моря
Таковы работы «Дорога на Ессей», «На берегу Карского моря», «Северный порт», «В низовьях Енисея». При всей общности лирического отношения, романтической приподнятости каждая гравюра обладает только своим образным миром. Глазами влюбленного человека он смотрит на этот холодный и прекрасный мир .
Работ торжественных и парадных в северном цикле В.И. Мешкова немного. В основном преобладают не те, в которых властвует романтика покорения, а листы, где раскрывается иной взгляд, — романтика суровых буден среди фантастически прекрасной, но жесткой природы.
Мешков В.И. Олени
Многие листы посвящены нелегкому труду эвенкийских охотников и оленеводов. В их будничных и повседневных делах Мешков сумел увидеть и раскрыть поэзию труда и подлинную романтику.
Поэтичен лист «Поздний гость». В полярной ночи, со всполохами северного сияния, ярко светится единственное, не занесенное снегом окно избушки — радиостанции. Возле нее нарты и усталые олени. Их хозяин — одинокий путник — направился к друзьям в избушку передохнуть, узнать новости с Большой земли. Согреется он, попьет чаю и снова в путь. Глубоким искренним чувством проникнута картина повседневной, овеянной романтикой жизни Севера.
Не менее выразителен лист «По глубокому снегу». Из тайги выбирается охотник. Пара оленей, увязая в снегу, медленно тянет тяжело нагруженные нарты. Снег глубок, дороги нет, чтобы облегчить путь животным, охотник вышел вперед. Он шаг за шагом прокладывает дорогу. Сколько предстоит ему еще вот так идти по бескрайней тундре!
Во многих листах художник показывает яркие приметы обновленной жизни на далеком Севере. Зримые черты этого запечатлены в линогравюре «В горах Путорана». На факторию прилетел краснокрылый самолет. Он доставил почту. Или еще лист: по равнине, укрытой только что выпавшим снегом, идет олений обоз — аргиш. Нескончаемая вереница нарт, запряженных оленями, движется к виднеющемуся вдали поселку. На нартах груз: пушнина, рыба, мясо, шкуры. Все это будет сдано на приемные пункты.
Интересными находками, открытием новых тем и мотивов, своеобразием их композиционного и графического решения характеризуются работы Мешкова об Эвенкии.
Мешков В.И. Олени в море
И еще один мотив неизменно присутствует в работах Мешкова. Художник очень тонко уловил и сумел почти интуитивно передать незримую для нас связь северян с природой. Они — дети природы и чувствуют, понимают ее, как понимает ребенок мать. Его охотники, оленеводы грациозны и легки в своих движениях, открыты душой.
Многие листы В.И. Мешкова можно назвать художественной историей освоения Севера, в них автор преклоняется перед мужеством первопроходцев и тех, кто живет и работает сейчас в самых отдаленных уголках.
80-е годы — время переосмысления многих явлений в жизни нашего общества, в том числе и отношений к природе. Эпоха торжественных открытий самых-самых (самой северной ГЭС, самой гигантской стройки, самой глубокой скважины и т. п.) миновала. Все чаще люди стали задумываться о том, что безграничные просторы Севера не безграничны, что полноводные реки мелеют, что не бесконечны запасы природы и ее кладовые нещадно нами же уничтожаются. Красота Севера хрупка, так хрупка и невосполнима, что становится страшно за каждое дерево в тайге, за каждого оленя. И эти мысли все чаще стали направлять резец Владимира Ильича Мешкова.
Мешков В.И. Олени плывут
Много лет продолжается северная песня Владимира Ильича Мешкова. Пройден путь от романтической восторженности до глубокого понимания необходимости сохранить этот неповторимый мир. Но путь не окончен. Вновь и вновь появляются на выставках, в репродукциях гравюры эвенкийского и таймырского циклов. Рядом в выставочных залах можно видеть северные работы многих художников, но В. И. Мешков остается самим собой. Мастер уверенно идет раз выбранным путем, неповторимым, да и неповторяемым никем. Его, мешковский, Север остался навсегда в искусстве родного края, России, остался для тысяч людей.
«Дорогой мистер Мешков! Я получил альбом ваших гравюр. Потрясен их красотой. Если бы я никогда не был на Севере, я бы понял, глядя на эти картины, что это за удивительная страна, и обязательно поехал бы туда. Я никогда не видел, чтобы Север так захлестывающе был нарисован... Я очень ценю картины, которые вы мне прислали, и дружбу, которую они принесли. Рокуэлл Кент.»
«Всегда, когда я слышу или читаю что-то про Сибирь, я прихожу в ужас, думая о холоде, который меня ожидал там. (Вы должны знать — я из Ганы.) Я никогда не думала, что холод может быть таким прекрасным, таким разнообразным и пленительным. Своей теплотой и безопасностью, которые художник вливает в каждое сердце. Забуду ли я когда-нибудь эти картины? Я не думаю, так как они... нечто единственное в своем роде.
...Я так охотно бы увидела Сибирь, но с Вашими глазами, с Вашими мыслями, которые в состоянии выразить такие глубокие чувства и такой покой.
Адриана Гейфорд, сестра президента Ганы Кваме Круме. 2 апреля 1963 г.» (Из книги отзывов о выставке В.И. Мешкова в Берлине.)
Мешков В.И. Оленьи тропы
Как сказал доктор исторических наук эвенк В.Н. Увачан, Мешков «...открыл поэтическое окно в Европу для малочисленных народов Севера».
Владимир Ильич Мешков. Для многих людей в Красноярском крае и далеко за его пределами имя этого художника ассоциируется с бескрайними просторами тундры, с северными сияниями, с эвенкийской тайгой, потому что воспетый им Крайний Север вошел с линогравюрой почти в каждый дом.
Об этом мечтал в молодые годы Мешков, и сейчас с высоты своего 77-летнего возраста он смело может сказать, что желания его сбылись.
Позади многие километры, пройденные по тайге и тундре, годы нелегкого труда, тысячи созданных эстампов, акварелей, рисунков, мучительные сомнения, поиски, постижения и утраты — все, что зовется словом — «творчество».
Он сам сделал себя, он сам воспитал в себе мастера, преодолевая, казалось бы, непреодолимые барьеры — отсутствие профессиональной школы и учителей, творческие и жизненные трудности. Трудолюбию, таланту, жажде познания обязан художник.
Источники:
  • Ломанова Т., Войтюк С. К Полярной звезде./ Татьяна Ломанова, Стелла Войтюк // Земной поклон: О выдающихся деятелях художественного народного творчества Красноярского края./ автор проекта В.М. Ковальчук; лит. Редактор и сост. С.А. Войтюк. – Красноярск: Государственный центр народного творчества Красноярского края, 1998. – 246 с. - С.78-88
  • Давыденко И.М. Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с.
 http://kornilyev.ru/php/estamp/meshkov.php здесь линогравюры Мешкова В.И.

Комментариев нет:

Отправить комментарий