Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

четверг, 13 января 2011 г.

Капелько В. Ф. Биография

Капелько Владимир Феофанович - 19 июня 1937 - 28 сентября 2000
Родился в городе Красноярске. Член Союза художников РФ с 1970 года, заслуженный художник РФ с 2000 г. Окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова. Создал несколько тысяч живописных и графических работ. Участник художественных выставок в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Омске, Барнауле, Томске, Минусинске, Абакане. Как художник и археолог создал метод эстампажного копирования петроглифов на микалентной бумаге. Коллекция «Петроглифы Древней Хакасии» выставлялись в Швеции, гг. Красноярске, Алма-Ате, Фрунзе, Новосибирске. Занимался возрождением художественных промыслов Сибири.
Работы Капелько хранятся в музеях гг. Москвы, Томска, Минусинска, Абакана, Красноярска, в частных коллекциях. Живописные работы художника большей частью связаны с этнической культурой народов Саяно-Алтая: «Тагарские курганы» «Камни памяти» «Шишкинская писаница» « Хорошо в Туве» «Черногорские пасторали», «Дом, в котором я живу». Награжден медалями «Ветеран труда» «В память 850-летия Москвы». (Источник: Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х томах./ Г. Ред. В.А. Кузьмин. - Красноярск: Поликор, 2007. - Т.1: А-Н. - 432 с.)
1975 год В.Ф. Капелько на пленэре. Тува

Источник: Союз художников Хакасии: Альбом-каталог./ Администрация города Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России», сост. Каталога и автор вступ. ст. Т.М. Высоцкая. - Красноярск, 2009. - 142с.
Высоцкая Т.М. пишет о творчестве В.Ф. Капелько:
« Одним из духовных лидеров художественной среды Абакана на протяжении почти тридцати лет был Владимир Феофанович Капелько. Сегодня искусство В.Ф. Капелько ассоциируется с опытом первопроходца в искусстве Сибири середины шестидесятых-восьмидесятых годов. Он резко выпадал из выровненной соц-академизмом системы, был художником интенсивно развивавшимся и ниспровергавшим привычные критерии художественных ценностей. Ирония, подтекст, которые сквозили во всех его произведениях широчайшей тематики, импровизационная манера письма, гротескность пластических характеристик превращали работы в метафорические высказывания. Намеренное снижение любой темы, которую он писал, исходило из критического отношения к пафосной идеологии современности. Увлекшись изучением памятников культуры Хакасии, он первым начал осуществлять связь между художественным и научным сообществом всего Сибирского региона. Это был человек-знак и «мост» в культуре Хакасии между Западом и Востоком, прошлым и современным».
Капелько В.Ф. 1999 Философия вечной жизни

Источник: Владимир Феофанович Капелько. К 70-летию художника: Альбом./ авторы-составители Эра Антоновна Севастьянова, Д.А. Дмитриев - Абакан: редакционно-издательский отдел Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2007 - 60 с. – (Из серии альбомов «Палитра Хакасии»)
 В альбоме рассказывается о жизни и творчестве Заслуженного художника России Владимира Феофановича Капелько, который четверть века посвятил изучению и копированию древнего искусства. В.Ф. Капелько является первооткрывателем контактного точного метода копирования. В альбоме представлены: биография художника, воспоминания о нём, статьи и стихи В.Ф. Капелько, его живописные и графичные работы, эстампажи и фотографии. Альбом рассчитан на всех интересующихся искусством. Может использоваться как дидактический материал для учителей художественно-эстетического цикла.
Капелько В.Ф. Автограф

...Я сделаю все, что смогу,
И людям отдам: «Берите».
Я буду спать на снегу.
Я вам принесу сквозь пургу
Кучу сердечных открытий.
 — Ну, что же вы, люди, берите! (В.Ф. Капелько)
Глава 1
Жизнь Владимира Феофановича Капелько
 Севастьянова Э.А. Все будет хорошо./ Севастьянова Э.А.// Владимир Феофанович Капелько. К 70-летию художника: Альбом./ авторы-составители Эра Антоновна Севастьянова, Д.А. Дмитриев - Абакан: редакционно-издательский отдел Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2007 - 60 с. – (Из серии альбомов «Палитра Хакасии»)

«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». (А.С. Пушкин)
Севастьянова Э.А. 1982 Дух воды и воздуха. Капеля

Владимир Феофанович Капелько, или Капеля, как его с детства звали друзья-одноклассники и друзья-художники, а потом он так стал подписывать свои картины, всю жизнь свою отдал творчеству, в котором стремился отразить все стороны окружающей его жизни, земного и небесного миров, свои размышления о прошлом, настоящем и будущем. Самым важным для него было всегда:«... рождение новых людей, рождение душ и умений».
Родился В.Ф. Капелько в 1937 году в городе Красноярске на станции Злобино, после того, как его родители вернулись в Сибирь со строительства Днепрогэс, где они работали простыми рабочими. В семье Феофана и Христины Капелько до рождения сына было уже трое больших детей: две дочери Надежда и Тамара и сын Семен. Капеля часто говорил: «Моя биография, как и каждого моего соотечественника, это биография моей Родины - России».
Капелько В.Ф. 1979 Мой прадед в полеских болотах

Мать Христина Ивановна Рачицкая родилась в конце 19 века в городе Вильно, а отец Феофан Капелько - где-то на Украине. Встретились они в Сибири, в селе Тульчет Канского уезда Красноярской губернии, куда их семьи приехали осваивать новые земли согласно реформе Столыпина.
Однажды мать рассказала своему последнему нежно любимому сыну горькую историю своего брака: «Феофан пришел свататься ко мне разодетым в пух и прах, в шляпе, в костюме-тройке, в кожаных сапогах и очень понравился моим родителям. Я же любила веселого бедного парня, всегда одетого в домотканую одежду и в лаптях, сплетенных из лыка, да и он любил меня очень сильно. Но родители мои и слушать его не стали, когда он попытался посвататься ко мне, прогнали его с насмешками. Он с горя сразу ушел из села и пропал неизвестно где. А Феофан после свадьбы признался, что весь свой наряд взял напрокат, чтобы меня за него отдали, на самом деле он - такой же бедный человек, как и тот, кого я любила, ушедшего из села навсегда. Долго я страдала от этого страшного для меня обмана, но Феофан все-таки умолил меня простить его, но рубец на сердце остался навсегда, да и Феофан всю свою жизнь со мной чувствовал себя виноватым и никогда, ни в чем мне не перечил. Но лиха мы с ним хлебнули много: чудом остались живы в гражданскую войну, в конце двадцатых годов обзавелись хозяйством, началась коллективизация, пришлось с тремя маленькими детьми ехать строить Днепрогэс, чтобы не раскулачили, а потом приехали строить Красмаш, а тут ты, Вовка, и родился».
Мать будущего художника Владимира Капелько знала множество замечательных прибауток, побасенок, поговорок, сказок. Речь ее всегда была яркой, образной и пестрила меткими острыми замечаниями по поводу тех или иных событий. Впоследствии такой же стала речь ее талантливого сына, с ранней юности начавшего писать стихи. Лишь небольшую часть из написанных им стихов удалось издать в 1998 году в городе Красноярске на средства его друга художника Андрея Поздеева. Эту первую и последнюю свою книгу он назвал с присущим ему юмором: «Лошадь ржала в железную дудку» и посвятил ее своей маме, которая научила его острословию и образному, художественному видению окружающего мира, умению удивляться и радоваться, удивлять и радовать других людей.
Авторская книга В.Ф. Капелько «Лошадь ржала в железную дудку».

Родившийся в год самых массовых и страшных репрессий Владимир Капелько рос в атмосфере постоянных семейных забот о том, как не только выжить в существующих суровых условиях, но и как суметь научиться всему хорошему и доброму, что есть на свете. Когда началась Великая Отечественная война, его родителям пришлось ремонтировать доменные печи, в которых фашистские танки переплавлялись на металл для изготовления советских. Спустя тридцать лет он создал необыкновенно красивую живописную работу на тему своего военного детства. На фоне ясного голубого неба, волнистых холмов по железнодорожным рельсам несется от корпусов с трубами завода паровоз, пуская клубы белого пара, с платформами, на которых стоят краснозвездные темно-зеленые танки, а вдоль рельсов лежат поверженные черные танки со свастикой. Около них на изумрудного цвета поляне, покрытой желтыми весенними цветами, стоит в розовой рубашке маленький мальчик с собакой у ног, пасущий белых коз. Самое замечательное в этой работе то, как точно передано ощущение торжества победы жизни над смертью, добра над злом, света над тьмой и одновременно их вечный круговорот.
Капелько В.Ф. Моё военное детство. 1944 год в Красноярске. 1972 г.

В долгие тяжелые годы войны взрослые уходили на работу, старшие дети - учиться, а маленького Володю помещали на русскую печь за деревянную решетку. В окно напротив решетки он видел лишь тополь и угол дома, в котором находился хлебный магазин, где в военные годы семья Капелько отоваривала хлебные карточки. Уже в четыре года он нарисовал на клочке бумаги дом и тополь, видимые ему сквозь решетку, простым карандашом, подаренным ему отцом. Заботясь о том, чтобы вся его семья не осталась без хлеба, он криком сообщал, когда в магазин привозили хлеб. Отец иногда брал его собой в деревню Тульчет к родственникам за продуктами и оставлял его там погостить. Любознательному мальчику в деревне все было интересно: как женщины прядут на веретене и на самопряхе, ткут на кроснах, готовят еду в чугунках и глиняных горшках, как изготавливают деревянную и берестяную посуду, как пашут и сеют, убирают урожай и многое другое. Все деревенские занятия по мере своего роста, сил и возможностей он стремился освоить и запомнить, понять, что и как делается. На всю жизнь он полюбил все, что связано с народным бытом и творчеством, постоянно восхищался выдумкой и умением сельских мастеров. Несомненно, эти его первые яркие детские впечатления помогли ему создать целый ряд живописных полотен и графических работ, посвященных деревне и народному мастерству.
Капелько В.Ф. 1974 Самовар

В годы войны умерла в Новосибирске его старшая сестра Надежда, студентка архитектурного факультета Сибстрина, любившая рисовать вместе с младшим братом, а вскоре после войны скончался отец. Все эти потери близких людей и очень тяжелые материальные условия научили его не только бережливости, но и умению ценить и любить каждый подаренный ему судьбой миг жизни. После смерти отца он стал помогать больной матери, научился подшивать валенки. Так он смог зарабатывать хоть какие-то средства на существование и на оплату учебы в детской художественной школе у Иннокентия Петровича Каратанова. Иннокентий Петрович научил его не только скрупулезно точному рисунку, естественной живописности, но и видению красоты в самых простых обыденных вещах: в сером дождливом небе, пожухлой траве, любованию грациозностью домашних животных и многому другому. 
Капелько В.Ф. 1966 Кот

А самое главное - Каратанов заразил его своей пытливостью, любознательностью, искренностью в творчестве. Ученик В.И. Сурикова, Иннокентий Петрович сам являлся замечательным художником-реалистом, влюбленным в красоту сибирской природы, в народную культуру сибиряков, ее историю. Занимаясь в художественной школе, Капеля часто ходил на красноярские «Столбы», любил бывать на реке Калтат у Каратанова в его избушке, где видел, как много работает старый художник. Вся жизнь И.П. Каратанова, все его творчество оставили глубокие впечатления в душе Капелько и отразились на всех его поисках в искусстве. 
Капелько В.Ф. 1996 Каратановская родина. 1996 г

Свою первую живописную серьезную работу, которую так и назвал «Моя первая картина», он посвятил красноярским «Столбам» и памяти Иннокентия Петровича Каратанова. На ней Владимир Капелько изобразил вид с «Перьев»: величественные таежные дали, только вершины деревьев, окрашенные позолотой осени, теряющиеся в голубой дымке - это одновременно грусть об ушедшем из жизни своем старом любимом учителе и восторг от полета своего творческого вдохновения при виде необыкновенной красоты родной сибирской природы. На скалистые «Столбы» под названием «Перья» он ловко, мастерски залазил без всякой страховки в калошах, подвязанных веревками и в широких сатиновых шароварах, подпоясанных длинной узкой крепкой полосой ткани. Иногда из нее он сооружал огромный тюрбан на голове, внешне превращаясь в какого-то восточного факира.

 Капелько В.Ф. 1957 Моя первая картина. 1957 г.

После окончания детской художественной школы в 1958 году он поступает в художественное училище им. В.И. Сурикова. В студенческие годы он не только продолжал часто бывать на красноярских «Столбах», которые любил с детства, но с другом Геннадием Горенским - ныне известным художником - стал путешествовать по всему Красноярскому краю. Они вместе были на Манских озерах, сплавлялись на саликах по реке Мане, побывали на Таймыре, на строительстве железной дороги Абакан-Тайшет.
Позднее в 1962 г. на Таймыре он работал в геоботанической экспедиции, был на Сахалине у друга Виктора Очаковского, служившего там в армии; ездил в Среднюю Азию, побывал в Бухаре, Самарканде, Ташкенте и Хиве. Со знаменитым сибирским художником Тойво Ряннелем и Геннадием Горенским сплавлялся на салике по Подкаменной Тунгуске, а с директором Красноярской детской художественной школы Ульманисом - по Обь-Енисейскому каналу. Из каждого путешествия он привозил не только свои впечатления, но и рассказы, стихи, огромное количество альбомных рисунков, этюдов, живописных и графических работ. 
Капелько В.Ф. 1962 Отец с сыном у чума

В суриковском училище его учителями были замечательные сибирские художники: А.П. Лекаренко, Т.В. Ряннель, И.А. Фирер, А.Г. Поздеев, Ю.И. Худоногов, искусствовед И.М. Давыденко. Окончив в 1963 г. училище, Владимир Капелько получил специальность - преподаватель рисования и черчения. Однако, увлекшись творческими поисками и путешествиями, в школе работать не смог. 
Капелько В.Ф. 1961 Автопортрет Я молодой

Он находил временную работу художника-оформителя. Зарабатывать ему удавалось очень редко и очень мало. Жить он продолжал в своей маленькой избушке вместе с больной туберкулезом матерью, да и сам болел той же болезнью. Христина Ивановна всегда понимала и очень любила своего последнего сына, никогда ни в чем его не упрекала, даже тогда, когда он отправлялся в свои дальние и долгие странствия. В1966 году 1-го марта, находясь на излечении в Симферополе, он посвятил матери щемящие душу стихи:
Я не писал с дороги маме письма,
А ей хотелось письма получать
От непутевого единственного сына,
Хоть не умела их она читать.
Ей так хотелось письма получать... (В.Ф. Капелько)
Капелько В.Ф. 1968 Старый город Красноярск

Мать перед смертью взяла с него слово, что он будет лечиться и постарается выздороветь. Друзья-художники собрали ему деньги на дорогу в Крым, и он поехал в Симферополь, где ему сделали операцию на легком и определили, что у него врожденная аневризма аорты. Второму поставленному диагнозу тогда он не придал никакого значения и после того, как вылечился от туберкулеза, стал продолжать вести напряженную творческими поисками жизнь. В Крым он ездил неоднократно, жил в Симеизе, где в санатории Семашко проходил реабилитационный послеоперационный период, работая там художником-оформителем. Главный врач санатория Гуревич выделил ему для работы и жизни на территории санатория небольшое помещение, за что Капеля был ему несказанно благодарен.
Капелько В.Ф. 1965 Фрукты Крымский натюрморт

Из каждой своей поездки в Крым он привозил домой в Сибирь, в Красноярск новые дневниковые записи и стихи, но больше всего привозил, как всегда, графических и живописных работ, которые с удовольствием показывал своим друзьям и на коллективных творческих Красноярских и зональных выставках.
В конце 60-х годов Капелько принимал активное участие в работе различных семинаров молодых поэтов Сибири, где он познакомился с замечательными поэтами Евгением Евтушенко и Ларисой Васильевой. Они дали достаточно высокую оценку его стихам, как очень искренним и самобытным. Евгений Евтушенко, побывав у него в гостях все в той же маленькой избушке, назвал ее своеобразным домашним музеем и увез с собой в Москву подарок Капели - живописную корягу в виде русалки.
Капелько В.Ф. 1971 Посуда, помятая морем

В 1970 году он нанимается гнать скот из Монголии в СССР по Чуйскому тракту. Ему очень хотелось побывать в Монголии и в Горном Алтае, чтобы создать новые работы о красоте их дикой природы. 
Капелько В.Ф. 1975 Красный монгольский скот

Огромные рулоны живописных холстов и изрисованной бумаги привез Капеля из этой поездки.
Капелько В.Ф. 1972 Монголия

Осенью 1970 года в Красноярске состоялась его первая персональная творческая выставка. Сохранилась афиша, висевшая на здании выставочного зала Красноярского отделения Союза художников СССР. Художник сам оформил ее на огромном полотне, на нем в центре изображен петух как символ зари, восхода солнца, света и победы его над тьмой. Выставка прошла с большим успехом, получила много добрых отзывов в местной печати.
Капелько В.Ф. Петухи и женщины 1970

В 1971 году он был принят в члены Союза художников СССР и ему вскоре дали мастерскую в нижнем этаже жилого дома на Бугаче, в северо-западном районе г. Красноярска, где он создал много живописных полотен.
В 1972 году археолог Э.Б. Вадецкая пригласила его на работу в качестве художника на археологические раскопки в Хакасию. Она исследовала курганы эпохи энеолита в ложе будущего Красноярского водохранилища под горой Оглахты недалеко от села Мохово Усть-Абаканского района. Именно здесь, под горой Оглахты, Капелько сделал первое свое научное открытие. На восточном склоне этой горы им было обнаружено множество каменных плиток с выбитыми на них рисунками, которые он попытался копировать на микалент, взятый у археологов. Микалент - особая бумага, которая не рвется, когда ее намачиваешь, прикрепив к плоскости камня, на которой выбиты или вырезаны рисунки. 
Космогонические изображения, найденные Капелько В.Ф.

Так им был открыт уникальный контактный метод копирования петроглифов, который в настоящее время используют археологи не только России, но и за рубежом. Открытые им рисунки под горой Оглахты были опубликованы профессором Леонидом Романовичем Кызласовым и минусинским археологом Николаем Владимировичем Леонтьевым в совместном научном труде «Народные рисунки хакасов».
Капелько В.Ф. Копии Малой Боярской писаницы
В 1973 году В.Ф. Капелько работает художником на раскопках Большого Камыштинского кольца - кургана с афанасьевскими и окуневскими захоронениями. Раскопками руководил доктор исторических наук, ленинградский археолог Г.А. Максименков. С этого времени Капелько ежегодно в летнее время принимает участие в археологических раскопках, проводимых в Хакасии не только ленинградскими археологами, но и Хакасским областным музеем краеведения. Наиболее интересными были раскопки курганов в 1974 - 76 гг. в Аскизском районе около ст. Аскиз, под горой Тунчух, где шли мелиоративные и строительные работы. От древних курганов освобождались поля для создания оросительной системы. Здесь он не только зарисовывает каменные ограды, надмогильные выкладки и захоронения, но занимается поиском и копированием наскальных рисунков горы Тунчух, петроглифов на курганных стелах и могильных плитах. 
Капелько создает серию графических и живописных работ, посвященных историко-культурному ландшафту Аскизской степи и раскопкам. Как художник-исследователь, он не мог не стремиться запечатлеть этот исчезающий ландшафт. Он видел, как на его глазах разрушаются древние наскальные рисунки, стелы, изваяния из камня. 
Капелько В.Ф. 1983 Курган. 1983 г.

В поисках еще не известных памятников древнего искусства он прошел по многим дорогам Хакасии, Тувы, юга Красноярского края с неизменным рюкзаком за плечами, рулонами холстов и бумаги в нем, проплыл на байдарках и резиновых лодках по Енисею и его притокам: Абакану, Мане, Тубе, Усу, Кантегиру. Во время этих поездок им были сделаны несколько тысяч копий древних изображений, относящихся к самым различным культурам и эпохам. Все они ждут своих исследователей.
Капелько В.Ф. 1986 Красноярское водохранилище - погибель реки Енисей и древних курганов на её берегах.

В.Ф. Капелько всегда стремился собрать как можно больше сведений о древних наскальных рисунках и сделать с них самые точные копии, чтобы можно было их показать широкой общественности и дать возможность будущим ученым-петроглифистам глубоко изучить эти копии. В начале 8о-х годов В.Ф. Капелько копирует древние разновременные рисунки в Туве в зоне затопления в устье реки Чанге и в урочище Мугур-Саргол в экспедиции известного ученого-петроглифиста Марианны Арташировны Дэвлет. Во время копирования там петроглифов он находит целый ряд ранее некому неизвестных рисунков. Среди них наиболее интересными признаны тончайшие гравированные изображения на так называемой «дороге Чингиз-хана». В это же время он создает здесь живописное полотно: «Мирное утро на тропе Чингиз-хана», выполненное им земляными красками и приобретенное позднее Томским областным художественным музеем.
Капелько В.Ф. Эстампажные копии петроглифов г. Куня, с. Усть-Абакан

Три года, с 1980 по 1982 год включительно В.Ф. Капелько с известными мастерами спорта альпинистами-скалолазами, друзьями-красноярцами копировал на реке Тубе знаменитую Шалоболинскую писаницу для книги Б.Н. Пяткина, А.И. Мартынова «Шалоболинские петроглифы», изданной в Красноярске в 1985 году. 
Капелько В.Ф. 1985 Красные скалы на реке Лене. Шишкинская писаница

А в 1987 - 88 годах он снимал копии петроглифов не менее знаменитой Шишкинской писаницы на реке Лене для Иркутского общества охраны памятников истории и культуры. Обе эти писаницы являются памятниками мировой культуры и, к сожалению, интенсивно разрушаются. Их копирование являлось единственной возможностью сохранения и изучения всех уцелевших изображений. Внимательный глаз художника помог Капелько не только с абсолютной точностью сделать копии известных ранее древних рисунков, но и открыть много новых, никем до него не обнаруженных рисунков.
Капелько В.Ф. 1990 Шишкинская писаница

С 1975 по 1985 годы он оформил археологическую экспозицию и зал с древними каменными изваяниями и стелами на тему: «Древнее искусство Хакасии» в Хакасском областном музее краеведения и создал передвижную выставку с таким же названием. Эту выставку, организованную на свои средства, Капелько показал в городах Красноярске, Алма-Ате, Фрунзе, Новосибирске, Абакане, Минусинске, мечтал свозить и за рубеж. В199° ГОАУ емУ предложили представить ее в Швеции в городе Эребру на выставке «Советская Россия». Выставка в Эребру прошла успешно, но организаторы выставки решили все представленные на ней копии петроглифов оставить в местном музее.
Капелько В.Ф. Копии с окуневских изваяний. Хакасский национальный краеведческий музей

С 1987 по 1989 годы он занимался оформлением археологической экспозиции в Минусинском региональном краеведческом музее им. Н.М. Мартьянова. В 1989 году он приобрел маленький, очень ветхий домик в селе Верхний Усинск, в одном из самых живописных мест Красноярского края, под мастерскую, где в основном стал жить и работать круглый год. Здесь он создал большую серию пейзажей, жанровых работ на бытовые и мифологические сюжеты.
Минусинский музей, оформленный Капелько В.Ф.

В 90-ые годы в городе Абакане Владимир Капелько сделал несколько своих персональных выставок, в том числе и выставку «Все будет хорошо». Название выставки являлось его жизненным убеждением. На этой выставке он представил 18о своих живописных и графических работ, изделия из бересты, дерева, камня, предметы народного творчества. В городе Абакане, доказывал он своей выставкой, должен быть создан не только городской музей, но и Музей искусств. Он был убежден, что в столице Хакасской Республики, на территории которой такое большое количество древних памятников, создание такого музея является насущной необходимостью для их сохранения, изучения и популяризации. Возможность появления такого уникального музея для него была очевидна, поэтому в последние годы своей жизни всем своим выставкам с разными работами он давал одно и то же название: «Все будет хорошо».
1996 год Приглашение на персональную выставку, выполненное автором, г. Абакан

В 1995 - 1998 годах Капелько вместе с археологом Н.В. Леонтьевым занимался копированием так называемых окуневских изваяний и стел в степях Хакасии и юга Красноярского края, в Хакасском республиканском краеведческом музее и Минусинском музее им. Н.М. Мартьянова. Экспедиционные работы выполнялись на средства Евразийского отдела Германского археологического института. Итогом данной многолетней работы стала книга H.В. Леонтьева, В.Ф. Капелько «Изваяния и стелы окуневской культуры», выпущенная в Берлине на немецком языке в 2002 году. А в 2006 году в г. Абакане была издана на средства директора Торгового дома «Хозяин» Сергея Геннадьевича Нарылкова, кандидата физико-математических наук, вторая 
Книга на немецком  языке об окуневской культуре

 Прорисовки древних изваяний, сделанные В.Ф. Капелько для книги об окуневкой культуре

В 1997 году его работы были представлены на Днях культуры Хакасии в Москве и на выставке, посвященной 850-летию Москвы - «Художники России - Москве». Как участник этой Всероссийской выставки В.Ф. Капелько был награжден медалью «В память 850-летия Москвы». Его живописные работы выставлялись на 8-ой Региональной художественной выставке «Сибирь», проходившей в 1998 году в Красноярске, посвященной 150-летию со дня рождения В.И. Сурикова. Кроме этого он являлся участником Всероссийской выставки, посвященной открытию съезда Союза художников России в 1999 году в Москве и выставки «Алтын Чир Саяно-Алтая», выставки «Диалог культур на пороге третьего тысячелетия» в 2000 в Новокузнецке. За более чем сорокалетнюю творческую деятельность Владимиру Феофановичу Капелько в апреле 2000 года было присвоено звание «Заслуженный художник России», а 28 сентября 2000 года его не стало.
Посмертная награда В.Ф. Капелько. Вручена В. Капелько за заслуги перед отечественной космонавтикой. Хранится в Красноярском краеведческом музее. 2002 – Награжден медалью имени летчика - космонавта СССР Ю. А. Гагарина (посмертно) за заслуги перед отечественной космонавтикой.

Творческие работы Капелько находятся в художественных музеях Новосибирска, Красноярска, Томска, в краеведческих музеях Красноярска, Абакана, Минусинска, в картинных галереях Абакана и Минусинска, в частных коллекциях в Италии, в Польше, в США, в Швеции. Выставки работ В.Ф. Капелько сегодня проходят во многих городах Сибири и России. За семь лет после ухода из жизни художника проведено более тридцати выставок, посвященных его творчеству. 
Капелько В.Ф. Копия каменной статуи из с. Знаменское, Республики Хакасия.

В 2000 году научная и художественная общественность Сибири обратилась к правительству Республики Хакасия с просьбой о создании в Абакане музея В.Ф. Капелько. Музей был открыт в здании Хакасского кинопроката, куда было перевезено все, что было в мастерской художника. 28 сентября 2001 года, в годовщину смерти Капелько открылась новая выставка «Все будет хорошо». Она проработала до 2005 года, пока ее не убрали в связи с ремонтом помещения. 27 декабря 2005 года выставка с таким же названием была создана в одной из аудиторий Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Интернет-ресурс  
http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/9/Kucak/0.htm 

Комментариев нет:

Отправить комментарий