Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

суббота, 9 октября 2010 г.

Сибирь в картинах Юрия Титова. Строительство БАМа


Источник: Титов Ю. Сибирь, Сибирь...: Альбом. Дневник художника./ Юрий Титов, автор вступ. статьи А.В. Софронов. - М.: Изобразительное искусство, 1977. - 136с., илл.
… живопись — это тоже подвиг, вечное движение вперед, вечное познание жизни и природы.
 Титов Ю.А. Журавлиная горка
 «Журавли, летящие над просторами Сибири». Есть в них настоящая поэзия, настоящее движение....Летящие журавли— движение. Движение художника, который словно бы и не отрывался от любимых пейзажей, все снова и снова возвращается к ним. 
Сибирь — это древняя и вечно юная российская земля, передний край грандиозных строек, трудовой подвиг поколения советского народа. Сибирь можно или не знать или любить — третьего не дано. Сибирь, Сибирь...
Титов Ю.А. Десант
Ранее всех в тайгу приходят разведчики трассы – изыскатели, сторители – дорожники. Люди, продовольствие, горючее, техника забрасываются в тайгу на вертолетах. Десант готовит плацдарм для дальнейшей прокладки трассы через тайгу.
Я долго смотрел на картину «Десант». Когда-то в сорок втором году, будучи военным корреспондентом газеты «Известия», накануне 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, я летал к брянским партизанам. Это не был десант. Это был самолет, нагруженный боеприпасами, продовольствием, медикаментами. И в нем командиры брянских партизан и нас двое журналистов. И когда мы сели на замерзшее озеро в районе города Трубчевска, то вот так же, по-деловому, партизаны разгружали самолет. Это все им было нужно, все необходимо.
Сейчас это десант в тайге. С пилотами вертолета далекий путь проделал и Юрий Титов. И все, что сюда привезли, и все, что запечатлено художником, все необходимо и нужно для тех, кто строит новые поселки, новые дома, кто строит дорогу, отныне и навеки именуемую Байкало-Амурской магистралью. 
 Титов Ю.А. Тайга отступает
Вопрос о строительстве транссибирской железнодорожной магистрали рассматривался еще в конце прошлого века. Трасса по проекту должна была пройти севернее Байкала. Однако сложнейшие природные условия и низкий уровень техники принудили строителей избрать южный вариант— транссибирскую  магистраль.
Начатое в тридцатые годы нашего столетия строительство БАМа война приостановила на четверть века. А рельсы, проложенные в Сибири в 1942 году, были переброшены под Сталинград для связи с Саратовом. Не успев родиться, магистраль «воевала» на главном направлении удара против фашизма...
Теперь строительство идет полным ходом, все чаще появляется сравнение — все, как на фронте. Модными словами БАМа стали: «десант», («наступление», «штурм», «плацдарм», «бросок», «атака», «вперед!». Все дальше, дальше в тайгу уходят километры трассы молодости и мужества.
...Все здесь есть, на этой трудной, нелегкой земле, а главнее — юность и уже рождающаяся любовь, то, что приносит вечное начало жизни, новые песни, новые явления жизни.
Титов Ю.А. Песня
 
Да, это песня о Сибири, в которой героями стали самые разные люди.
... С чего начинаются города в новых местах? С палаток. С обыкновенных палаток. Вот они перед нами — недавно поставленные среди раскорчеванной поляны, окруженные лесом. А следом за ними мы видим строительные краны, самих строителей, их бригадиров, которые словно бы вместе с автором этого альбома продолжают свое движение вперед, не уставая, все дальше и дальше.
 Титов Ю.А. БАМ. Первые километры
Когда мы говорим «Сибирь!» — прежде всего мысленно видим бесконечное море тайги, потом сразу вспоминается короткое и звучное «БАМ», Байкал, Абакан, Мирный, Сургут и еще десятки других мест, связанных с сибирскими богатствами — лесом, углем, нефтью, золотом, алмазами, полиметаллами. Но ни одно из этих названий немыслимо без слова «дорога».
Нет стройки, равной Байкало-Амурской магистрали по протяженности и сложности. Пробиваются гигантские горные тоннели, полотно прокладывается через сели и лавины, вечную мерзлоту, болота и подземные льды. Магистраль -самой высокой категории — высокоскоростная, с автоматическим управлением. Применяя опыт передовых строек, в сооружении БАМа принимала участие вся страна.
 Титов Ю.А. Магистраль
И вот мы уже добрались почти до Тынды. Мы видим долину Тынды, видим пока еще малопроезжую дорогу, леса, низко нависшие облака — все здесь дышит новым содержанием, жизнью героев, которые начинают обживать эти, казалось бы, очень старые места, где уже все строится. Руками таких мастеров, каким является плотник Юрий Ертахов. Горят костры, и, кажется, запах аппетитного ужина доносится к нам. И уже звучит песня молодых строителей, пришедших сюда, на Байкал. И все дальше и дальше тянется дорога, и через реки перебрасываются мосты.
Титов Ю.А. Долина Тынды
В постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции» сказано: «Широким фронтом развернулось осуществление гигантских комплексных программ, преобразующих обширные территории страны. В их числе программы развития Нечерноземной зоны России, Западной Сибири, промышленного освоения Восточной Сибири в районе Байкало-Амурской магистрали».
Титов Ю.А. Так строился первый дом города Нерюнги
Околица будущего города Нерюнгри. Мы видим первый дом и видим лица людей, которые строят этот город. Так интересно смотреть на них, мужественных, решительных.
... И все дальше отступает тайга. Течет жизнь мощным, широким потоком.
Сибирь — край снегов и морозов, таежных просторов и великих рек, несметных минеральных богатств, которые превосходят самые смелые прогнозы геологов. Помните у Владимира Ильича восхищенное и уверенное: «Чудесный край. С большим будущим».
  Титов Ю.А. Утро. Байкал
... утренний Байкал и скала, вдающаяся в славное озеро. И невольно мне вспомнилась картина, которая запечатлелась в моем сознании, когда в феврале 1975 года я летел из Японии. В морозный полдень на самолете ИЛ-62 мы оставляли за собой Японское море и подлетали к нашей родной земле. Был мороз, внизу — белые, заснеженные скалы, матовый блеск солнца, матовая зелень тайги и какая-то немота, могучее спокойствие лежало под крыльями нашего самолета. Это, как песня мужеству, как рождение нового мужества, как уверенность в незыблемости нашей родной земли. И потом долго шел самолет над тайгой, над отрогами синих и желтых гор, а меня все никак не могло покинуть величие этой картины, которую мы, может быть, в первый раз в жизни увидали на крайнем рубеже нашей родины.

Едешь, катишь вторые сутки,
Истекают жизни минутки,
А Сибири этого мало,
Далеко до гор, до Урала. (автор стихов Кочурова О.В.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий